Павел Астахов: «Почему у нас в детских домах так много детей и что нам с этим делать?»

Posted on 14 ноября 2011 by admin


Сегодня, в понедельник 14 ноября, вышло интервью с Павлом Астаховым, уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребенка, еженедельному журналу «Профиль».
(http://www.profile.ru/authors/?author=4753)

Все интервью — это ответ на единственный вопрос: «Почему у нас в детских домах так много детей и что нам с этим делать?».

Приводим ответ чиновника:

«Сейчас много говорят про экономический кризис. Много говорят про рост цен, плавающий курс рубля, инфляцию и прочие материальные вещи.

Но мало кто задумывается о том, что кризис экономический вызывает и кризис духовный. И прежде всего он бьет по детям. Сильно и больно.

У нас до сих пор огромное количество ребят живут в детских домах. Детей-сирот боятся брать, боятся сложностей, финансовых и психологических. Это не только грустно и печально — это еще и нонсенс.

Причем исключительно наш, российский. В большинстве цивилизованных стран мира вообще не знают о том, что такое детский дом, таких учреждений попросту нет. Нет ни детских домов-интернатов, ни домов ребенка, ни приютов.

Почему? По одной простой причине: ребенок-сирота автоматически передается в новую, приемную семью. И зачастую родители ждут по 5-7 лет в очереди, чтобы взять приемного ребенка. То есть усыновление ребенка для них не повинность, не подвиг, а счастье, которого они готовы ждать много лет. Создаются специальные банки данных родителей. У нас же все наоборот: создаются банки данных детей-сирот. И в этих списках сейчас 140 тыс. детей.

Искаженное восприятие окружающего мира — повсеместно. Мы, кажется, совсем позабыли о том, что и как нужно воспринимать. Мы отчаянно стараемся стать Европой. Скажем, последнее время в России активно продвигают «бэби-боксы» — специальные ниши, где женщина может оставить младенца, если не может и не хочет его воспитывать. Они есть в Европе.

Их ставят на территории больниц. Но меня поражает, что эта мера в России преподносится как решение проблемы с детьми-отказниками. Преподносится громко, ярко. Но ведь радоваться тут нечему. И уж тем более — гордиться. К тому же очевидно, что это борьба с последствиями. Причем еще большой вопрос, насколько она эффективна. Проблема не в том, где женщина хочет оставить своего ребенка: в больнице, в бэби-боксе, на улице. Проблема в том, что она хочет от него избавиться. Только вдумайтесь: мать хочет выбросить своего ребенка. Вот где трагедия! С этим надо работать, а не расставлять по всей стране ящики для брошенных младенцев.

Мы тратим колоссальные деньги на систему по содержанию детей-сирот. Минимум 300 тыс. рублей в год тратится на ребенка в детском учреждении. А в некоторых сибирских регионах и по 2 млн. А в результате получаем в лучшем случае иждивенца, в худшем — преступника. Нам всем пора понять: даже самый лучший детский дом не заменит семьи, социализация происходит только в семье. Поэтому детей нужно устраивать, в первую очередь, именно в семьи.

Знаю, что некоторые главы регионов понимают, что лучше направлять деньги не в детские дома, а в приемные семьи, взявшие на воспитание ребенка. Но при этом забывают о том, что эти приемные семьи надо готовить, заниматься с кандидатами в родители. Вот, например, в Амурской области в 2008 году был призыв: «Берите детей-сирот!» Семьи откликнулись, начали брать. И через год, в 2010 году, — всплеск повторных отказов от детей. В 2008 году отказов было 25, в 2009-м — 32, а в 2010 году — 69. О чем это говорит? Плохо была подготовлена почва, граждане были не готовы взять ребенка. Значит, не работает школа приемных семей. Родители психологически были не готовы к воспитанию ребенка, и как только возникли проблемы, решили от него избавиться: нет ребенка — нет проблем. Конечно, это подло, это предательство, но в нем виноваты не только родители, но и все социальные службы, ответственные за профилактику повторных отказов.

Радует и дает надежду то, что, в общем, по стране наблюдается снижение числа детских домов (за последние пять лет — более чем на 11%), а также численности находящихся в них воспитанников. Растет число детей, переданных на устройство в замещающие семьи (с 2007 года их число возросло на 53,1%). Это положительная тенденция, которую надо поддерживать и усиливать.

«Нам необходимо повернуть сознание нашего народа, — говорит руководитель Альянса «Россия без сирот» Иван Иклюшин. — Мы не желаем мириться с ужасающей статистикой по разводам, с возрастающей модой на гражданские и однополые браки, со слабеющей связью между поколениями и всем тем, что мешает гражданам нашей страны создавать крепкие и большие семьи, наслаждаясь семейным счастьем с первого дня свадьбы и до смерти.

Главное, это не сидеть сложа руки, когда видим такие постыдные и опасные явления жизни общества, как социальное сиротство и дети оставленные без попечения родителей. Причина, действительно, в духовной апатии и безразличии, которые нам нужно победить в самих себе. Тогда и наши дети будут счастливы».

Пресс-центр

Альянса «Россия без сирот»