Сирота социальная и сирота обычная. Есть ли разница?

Posted on 9 ноября 2011 by admin

Этот вопрос в первую неделю ноября обсуждали в рамках круглого стола в самарской думе, сообщает РегионСамара.ру.

На нем присутствовали члены общественного совета и молодежного парламента города. Общественники говорили о проблеме социального сиротства как явлении современного общества.

«Социальное сиротство и сиротство обычное – вещи разные по форме, но одинаковые по сути», — отмечали чиновники.

Не случайно в официальном обороте существует термин «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Среди детей, попадающих под эту категорию, только четверть потеряла родителей по причине их ухода из жизни.

Остальные – сироты социальные. К ним относятся дети, чьи родители не могут исполнять родительские обязанности. Причин такого явления может быть много – от безалаберности, которая привела к лишению родительских прав, до заключения в места лишения свободы. Такую статистику привела руководитель департамента семьи, опеки и попечительства Светлана Найденова.

В ходе обсуждения проблемы, общественники пришли к выводу, что самый действенный метод решения проблемы – профилактика, помощь «проблемным» семьям. В группе риска, то есть в таких семьях, сейчас находится почти половина всех детей России. Но единственный существующий на данный момент метод помощи семье – «изъятие» ребенка. Это не может быть правильным решением, но государственной альтернативы такой мере пока нет.

Участники круглого стола заслушали целую массу идей о том, как можно с проблемой бороться. Причем, на самых разных стадиях – от самой начальной (проблемная семья) и до тех пор, пока семья не перейдет в разряд хронически кризисных. На ранних стадиях может помочь детский телефон доверия, консультация для семей и доп.образования для ребенка. Когда родители начинают поддаваться стрессу и применять неадекватные методы воспитания, со стороны государства может проводиться вмешательство в жизнь семьи. Но оно должно носить характер сотрудничества, и семьи на ранних стадиях, как правило, воспринимают его адекватно. На поздних стадиях кризиса с семьями работать сложнее – их очень сложно привлечь к сотрудничеству и заставить переосмыслить свои действия. Здесь может помочь группа дневного пребывания или убежище для матери и ребенка. Самая последняя стадия – стадия хронического кризиса, когда родители, фактически, являются асоциальными элементами. И здесь у органов опеки и попечительства остается один выход – лишать людей родительских прав. Не дойти до этой стадии семье поможет только профилактика.

«Невозможно решить проблему сиротства в России без поддержки и укрепления института семьи, — говорит Иван Иклюшин, руководитель Альянса «Россия без сирот». – И если одни семьи будут принимать детей из других, так называемых «проблемных» семей, то мы никогда не сможем восстановить равновесие и построить здоровое общество.

Мы, чьей миссией является ликвидация сиротства в стране, видим приоритетным восстановление биологических семей в рамках многоплановой работы по реабилитации родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сопровождения социальных сирот в период реабилитации биологических родителей, оказания помощи воссоединения биологических семей, сопровождение воссоединенных семей на всех этапах. Эта задача нелегка, поскольку требует и значительных изменений в работе органов опеки и попечительства, создания дополнительных институтов поддержки семьи и социальной работы и т. д.

Сегодня мы находимся на этапе осознания того, что изъятие детей от «плохих» родителей и направление в детские дома и так далее не решают проблемы.

Необходимы совершенно иные изменения, прежде всего, в уровне культуры и сознания в обществе».