Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей

Posted on 17 февраля 2015 by admin

Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей пока не обеспечила существенного повышения уровня жизни семей с детьми.

2012122850ddaded5ad3bКоллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности и эффективности мер, направленных на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы*». С сообщением выступил аудитор Владимир Катренко.

Проведенный анализ показал, что реализация Плана первоочередных мероприятий (до 2014 г.) по реализации основных положений Национальной стратегии действий в интересах детей (далее – Стратегия) в 2012-2014 гг. не обеспечила существенного улучшения ситуации по наиболее ключевому вопросу – повышению уровня жизни семей с детьми. «В 2012–2014 годах на поддержку семей с детьми, выплату разного рода пособий было направлено свыше 348 млрд. рублей, в том числе более 201 млрд. рублей средств федерального бюджета и 147 млрд. рублей бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом в 2013 году удельный вес малоимущих семей с детьми в общей численности аналогичных домохозяйств вырос по сравнению с 2012 годом на 1,8% и составил 64%», — заявил, выступая на Коллегии, аудитор Владимир Катренко.

Он также обратил внимание на низкую эффективность мер социальной поддержки, предоставляемой в денежной форме. По словам аудитора, ежегодно более 40 видов ежемесячных пособий на ребенка получают около 9 млн. человек. При этом размер пособий, за исключением тех, которые установлены на федеральном уровне и не связаны с материальным положением семей с детьми, незначителен. В 37 регионах размер ежемесячного пособия на ребенка меньше 200 руб., в 28 регионах – от 200 до 300 руб., в 17 регионах — свыше 300 руб.

Согласно результатам проведенного анализа, одним из эффективных механизмов повышения адресности мер социальной поддержки семей является внедрение социального контракта. Так, 85% семей, прошедших через этот институт поддержки, больше за материальной помощью не обращались. Однако масштабы применения социального контракта семьями с детьми незначительны — всего около 3% от числа граждан, получающих государственную социальную помощь.

Проведенный анализ также показал, что, несмотря на внедрение новых технологий и методов работы по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их медико-социальной реабилитации, сохраняются проблемы, связанные с социализацией таких детей. «Из-за недостатка возможностей для освоения профессиональных навыков и трудоустройства ежегодно около 2 тыс. выпускников интернатных учреждений, сохраняющие реабилитационный потенциал и способность адаптироваться к самостоятельной жизни в социуме, переводятся в стационарные учреждения социального обслуживания. Это ведет к увеличению расходов, как на содержание системы социального обслуживания, так и на обеспечение жизни этих людей», — отметил аудитор.

Помимо этого, на Коллегии отмечалось, что ряд положений Стратегии не нашел отражения в Плане первоочередных мероприятий, в том числе мероприятия по оптимизации полномочий государственных органов по защите прав детей, а также нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

Кроме того, некоторые мероприятия Плана содержат иной подход к механизму достижения поставленных задач. Например, предусмотренная Национальной стратегией разработка федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики, в Плане заменена на подготовку Концепции государственной семейной политики. «Подобного рода замена принципиально меняет степень важности установленных приоритетов и способов их достижения», — подчеркнул аудитор.

Он также сообщил, что в целях оценки эффективности реализации Национальной стратегии была создана соответствующая система из 102 показателей. Однако данная система не является индикативной, поскольку конечные значения ожидаемых результатов не определены ни в Стратегии, ни в Плане. В этой связи мониторинг эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии с применением утвержденной системы позволяет оценить лишь динамику изменения ситуации, а не риски в достижении конечных результатов. По мнению аудитора, этот ключевой недостаток целесообразно исправить в Плане реализации 2-го этапа Стратегии. «Для каждого мероприятия в нем должны быть установлены целевые показатели, позволяющие оценить достижение ожидаемых результатов, определенных в каждом разделе Национальной стратегии. При этом целевые показатели должны быть увязаны с ожидаемыми результатами реализации соответствующих стратегических документов», — пояснил Владимир Катренко.

Наряду с недостатками, на Коллегии были отмечены и некоторые позитивные тенденции, сложившиеся в ходе реализации Плана. Например, с 2009 по 2013 гг. значительно сократилось (почти на 11%) число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, выросла с 2011 г. почти на 4% и составила в 2013 г. свыше 78%. «Наметившиеся темпы изменений, — подчеркнул Владимир Катренко, — позволяют к 2017 году довести этот показатель до установленного целевого индикатора – 90%».

При этом он обратил внимание на то, что указанные показатели во многом были достигнуты благодаря реализации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с регионами таких программ, как «Раннее выявление семейного неблагополучия и кризисная помощь», «Откроем детям сердца», «Детский телефон доверия» с единым номером по России и ряда других. Помимо реализации региональных программ Фондом осуществлялись социологические исследования и публикации по наиболее актуальным темам, проводились акции по привлечению органов власти, некоммерческих и коммерческих организаций, общественных объединений к решению проблем в сфере детства. Приоритетными направлениями деятельности Фонда также являлись: профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом**.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо с приложением отчета Заместителю Председателя Правительства О.Ю. Голодец. Отчет также будет направлен в палаты Федерального Собрания и Минтруд России.

Справочно:

* Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (далее – Национальная стратегия) была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 761 от 1 июня 2012 г.

В соответствии с Указом был образован Координационный совет при Президенте и принят План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии. Аналогичные планы были также приняты в регионах России.

** Мероприятия Плана по поддержке семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, Фонд реализовывал в рамках полученной субсидии из средств Федерального бюджета в общей сумме 2,2 млрд. рублей.

Ключевые факты

В 2012–2014 гг. на поддержку семей с детьми, выплату разного рода пособий было направлено свыше 348 млрд. рублей, в том числе более 201 млрд. рублей средств федерального бюджета и 147 млрд. рублей бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом в 2013 г. удельный вес малоимущих семей с детьми в общей численности аналогичных домохозяйств вырос по сравнению с 2012 г. на 1,8% и составил 64%.
В 37 регионах размер ежемесячного пособия на ребенка меньше 200 руб., в 28 регионах – от 200 до 300 руб., в 17 регионах — свыше 300 руб.

Источник: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/20767

 

Оставить ответ