Желание взять приемного ребенка в семью — лишь первый серьезный шаг в процессе усыновления. На другом важном этапе — оформлении документов возникает немало сложностей и противоречий для приемных родителей.
Этому вопросу посвящена недавняя публикация в СМИ о процедуре усыновления в современных реалиях. Автор материала — адвокат Российского Агентства Правовой и Судебной Информации (РАПСИ) Нина Еременко.
http://www.infosud.ru/legislation_publication/20111125/257631752.html
«Решить проблему усыновления в российском обществе, — пишет адвокат, — в разное время пытались по-разному. Большевики после гражданской войны в России и вовсе поручали этот вопрос ЧК и лично Феликсу Дзержинскому.
Тысячи беспризорников, которые кочевали по территории бывшей российской империи, обрели приют в детских домах, получили образование, а затем вышли в люди благодаря заботе государства.
Казалось бы, прошло почти целое столетие, сменился политический строй, а многие проблемы детей, оставшихся без родителей, так и не решены в нашей стране. Новые времена и реалии диктуют для общества необходимость постоянного совершенствования законов, которые должны стоять на защите прав ребенка».
Далее следует комментарий, касающийся сегодняшнего положения дел в процедуре усыновления:
В Госдуму РФ внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, по вопросам подготовки граждан, желающих взять на воспитание детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым усыновление ребенка в РФ станет возможным только после окончания специальных учебных курсов.
Необходимость принятия такого закона продиктована жизнью: сегодня, несмотря на то, что большое количество сирот обрели новую семью, реальные цифры статистики по усыновлению свидетельствуют о том, что очень часто приемные дети становятся объектами насилия со стороны приемных родителей.
По данным Министерства образования и науки, только в 2008 году в РФ отменено 7834 решения о передаче ребенка на воспитание в семью, против 6308 в 2007 году. Органами опеки было выявлено 3012 случаев жестокого обращения с детьми, а к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семью, привлечено 83 человека, из них 41 человек привлечен к ответственности за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью детей.
Замещающими родителями причинен вред здоровью 44 детей. В 2008 году было отменено более одной тысячи решений об устройстве детей в семью в связи с невыполнением, опекунами и приемными родителями своих обязанностей. Из них более 30 решений были отменены по причине жестокого отношения к детям.
В настоящее время в Москве есть школы для будущих приемных родителей, где пока на добровольной основе проводятся занятия с ними.
Ожидается, что в будущем эти школы будут финансироваться из регионального бюджета, но только занятия в них станут обязательным условием для приемных родителей.
Программу данных школ будут готовить федеральные органы исполнительной власти. Очень хотелось бы, чтобы обязательным условием этого обучения стали занятия по правовой тематике. Особое место надо уделить правам и обязанностям — как ребенка, так и родителей. Поскольку даже всесторонне образованные граждане желающие взять на воспитание ребенка, часто не представляют, с каким количеством проблемных вопросов им придется столкнуться в повседневной жизни. Таких вопросов возникает порой значительно больше, чем в отношениях между родителями и их родными детьми.
Обязательным для будущих опекунов станет и процедура предоставления в орган опеки и попечительства по месту жительства документа о прохождении соответствующей подготовки.
Законопроект также предполагает внесение изменений в статьи 127, 146 и 153 Семейного кодекса РФ и статью 271 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Данные статьи Семейного кодекса четко указывают и перечисляют, кто имеет право быть усыновителем, опекуном (попечителем) детей (статьи 127 и 146).
Статья 153 СК РФ содержит требования, которые предъявляются к будущим приемным родителям.
Надо отметить, что с момента вступления в силу Семейного кодекса РФ (1 марта 1996 года), изменения в эти статьи уже вносились неоднократно. К примеру, федеральным законом от 23 декабря 2010 год № 386 — «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса и 146 Семейного кодекса» — были внесены изменения, которые ограничили круг лиц, которые могли стать усыновителями.
В соответствии с законопроектом, предварительное обучение не будет обязательным только для двух категорий граждан. Для родственников детей, оставшихся без попечения родителей, так как они имеют преимущественное право быть усыновителями (удочерителями), опекунами и попечителями, а также усыновителей (удочерителей), которые являются отчимами (мачехами) усыновляемых ими детей и фактически в настоящее время проживают с ними в одной семье.
«В процессе усыновления необходимы сопровождение и поддержка со стороны профессионально ориентированных государственных и негосударственных учреждений, — говорит Иван Иклюшин, руководитель Альянса «Россия без сирот», — для будущих приемных родителей.
Это не просто возможность минимизировать возвраты детей в детские дома, непонимание и неготовность родителей к возникающим сложностям и проблемам, но и реальная помощь в процедурах подготовки необходимых документов, консультативная поддержка и многое другое. Решение таких вопросов не может быть поставлено на самотек, поэтому особое внимание и контроль являются показателями развитого общества, заботящегося о будущем нации».