Павел Астахов: «Не надо мариновать детей в домах ребенка»

Posted on 19 января 2012 by admin


В середине декабре уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов посетил Казань, сообщает источник http://www.tatar-inform.ru/news/2011/12/14/297091/.

«Это запланированный визит. Республика Татарстан – 74-й регион, который я проверяю с момента моего назначения», — отметил омбудсмен.

Дом ребенка – это учреждение временного пребывания ребенка, не надо здесь мариновать детей. Так он заявил в интервью журналистам после посещения Республиканского специализированного дома ребенка Казани в рамках рабочей поездки в Татарстан.

Известного адвоката, отца трех сыновей сопровождали вице-премьер Татарстана Зиля Валеева, помощник Президента по социальным вопросам Татьяна Ларионова, министр здравоохранения Татарстана Айрат Фаррахов.

В рамках поездки детского омбудсмена запланировано посещение ряда детских учреждений Казани, а также республиканской клинической психиатрической больницы имени академика В.Бехтерева. Кроме того Павел Астахов проинспектировал Дербышкинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей.

С начала декабря, как сообщает источник, в республике уже работали сотрудники «детского спецназа» уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, которые посещали социально-значимые объекты в Нижнекамске, Набережных Челнах и Казани, в том числе учреждения здравоохранения.

«Детский спецназ» — это специализированная группа юристов, созданная для быстрого реагирования на тревожные сигналы о детском неблагополучии, приходящие из российских регионов.

Как сообщили Павлу Астахову, единый Дом ребенка на 310 мест сейчас располагается в Ново-Савиновском районе Казани. Здесь находятся 258 детей в возрасте от 0 до 4 лет. Омбудсмен выразил надежду, что объединение бухгалтерий, стандартов работы ряда детских домов ребенка в РТ положительно сказалось на ситуации в этой сфере не только с экономической точки зрения. Он поинтересовался у персонала Дома ребенка, сколько ребят было передано на усыновление. Последовал ответ – 33,3 процента детей передаются в семьи на усыновление. В этом году в дома ребенка поступило 46 детей, 52 выбыло по всем формам устройства, в том числе 9 человек переданы в интернаты.

«Детей должно уходить больше, чем поступает. В Доме ребенка – учреждении временного пребывания – они должны содержаться максимум год», — подчеркнул Астахов.

Для детского омбудсмена была проведена экскурсия по учреждению. Активный «твиттерянин» снимал большинство своих перемещений и встречающихся ему детей на «айфон». После встречи с 6-месячным малышом, от которого мать отказалась из-за дефекта челюстно-лицевой области, Павел Астахов подчеркнул, что персонал учреждения должен поддерживать тесную связь с родителями отказников. По его словам, после проведения необходимого протезирования и операций нередко матери забирают своих детей обратно. Павел Астахов также осмотрел изолятор, группу для ВИЧ-инфицированных детей, реабилитационный и массажный кабинеты, сенсорную комнату, кабинет ЛФК.

После осмотра Дома ребенка в интервью журналистам Павел Астахов сообщил, что прибыл в Казань после аналогичного визита в Чувашию. «Это запланированный визит. Мы проводим инспекционные проверки всех регионов. Татарстан – 74-й регион, который я проверяю с момента моего назначения (прошло 23 месяца), — отметил он. – Это уже 881-е детское учреждение, где есть дети-сироты, которое мы проинспектировали. Это запланированная проверка, потому что необходимо контролировать процесс – не с точки зрения, чтобы кого-то наказать и найти недостатки, которые есть в каждой работе, но есть системные сбои, которые надо исправлять. Причем даже в самых хороших регионах и самых замечательных учреждениях. Люди работают, и им кажется, что если окна не перекошены, штукатурка не сыпется на голову, то все замечательно. Но сегодня уже другие стандарты в современном мире, которые надо реализовывать по отношению к детям».

По словам Павла Астахова, необходимо поддерживать связь с родными родителями. «Татарстан, кстати, один из немногих регионов, где очень высокое число лишения родительских прав. По России последние два года наблюдается тенденция по снижению числа лишения родительских прав, потому что это исключительная мера, а у вас по-прежнему высокий показатель. За родную семью надо бороться всем миром, — подчеркнул он. – Если уж не получилось, если родители не способны воспитывать ребенка, если они совершили преступление в отношении ребенка – тогда, конечно, выход только один — искать ребенку новую семью. И с приемной семьей надо работать, хорошенько подбирать кандидатов, сопровождать такую приемную семью».

«Дом ребенка – это учреждение временного пребывания ребенка, — отметил Павел Астахов. – Не надо здесь мариновать детей. Никакой социализации не произойдет в специализированном Доме ребенка при самых замечательных педагогах. Социализация происходит в нормальной жизни в простой семье. Неважно – нормальная она или приемная. Основной приоритет – это семья». «Мы считаем задачи, о которых говорит Павел Астахов, — говорит Иван Иклюшин, руководитель Альянса «Россия без сирот», — реально выполнимыми, причем в ближайшее время.

И при верном подходе, а не искусственной попытке «бросить пыль в глаза» государственному ревизору, как у нас, к сожалению, часто происходит, возможное полное решение проблемы сиротства в нашей стране. Поэтому хотелось бы призвать органы на местах раскрывать реальное положение дел и привлекать силы для улучшения ситуация. Ведь этот вопрос, прежде всего, касается человеческих жизней».

Пресс-центр

Альянса «Россия без сирот»