Наставник есть у каждого ребенка, который в нем нуждается. Интервью с куратором программы «Старшие Братья Старшие Сестры».

Posted on 30 мая 2015 by admin

logo-rbs-1-220 июня в Москве состоится семинар по наставничеству для тех, кто работает с детьми из детских домов и интернатов.
Семинар «Сегодня — сироты, завтра — родные» пройдет в формате круглых столов и обсуждения актуальных вопросов. Одна из важных тем, которая будет поднята — это общение волонтера и ребенка. Так как волонтер начинает играть очень важную роль в жизни ребенка, то очень важно ему не навредить. 

Одним из спикеров и модераторов  круглых столов будет  Холостова Наталья, куратор программы «Старшие Братья Старшие Сестры». Их программа является одной из самых эффективных программ индивидуального наставничества для детей в трудной жизненной ситуации.
Мы побеседовали с Натальей в предверии семинара “Сегодня- сироты, завтра — родные”.

Наталья, вы помогаете детям из неблагополучного окружения раскрыть свой жизненный потенциал через  общение с взрослым волонтером-наставников. Продвигаете идею осознанного, системного волонтерства – в противовес разовым волонтерским акциям.  Как вам удается привлекать такое количество осознанных волонтеров?

Наталья: «Осознанное волонтерство” — это прежде всего точка зрения людей, которые к нам приходят. А у нас есть отработанная методика отбора и подготовки для наставнической деятельности. Мы проводим различные рекламные кампании в масс медиа, мероприятия,  презентации в учебных заведениях и вузах.  После прохождения глубинных интервью, диагностики, треннинга, сбора документов с кандидатами мы уже отбираем волонтеров.

Какие критерии отбора?

Наталья: Мы отбираем людей, которые способны к такой деятельности. Они должны быть в первую очередь безопасны, во вторую, эффективны в этой деятельности. С такими добровольцами мы начинаем работать и находим им в пару ребенка. Изначально мы подбираем не для волонтера — ребенка, а ребенку — волонтера, мы идем от детей. Мы идем в сиротские учреждения и рассказываем о нашей программе.  С начала, с небольшого круга детей начинаем, с младшего школьного возраста, спрашиваем, кто из них хочет поучаствовать в такой программе. Только по желанию ребенок участвует в такой программе. Заполняем анкету, пытаемся маскимум собрать информации о его личности,  увлечениях и свободном времени.
На основе этой информации мы пытаемся создать гипотетический портрет наставника, волонтера, который мог бы помочь ребенку удовлетворить его насущные потребности. Потом, уже в паралельном процессе, когда мы привлекаем волонтеров, у нас образуется некая общность готовых наставников, которые прошли обучение, отбор и вот, они ждут своего ребенка. У волонтеров тоже есть пожелания к детям. Мы спрашиваем конечно с детьми какого пола, возраста они хотят общаться. И мы стараемся совместить эти 2 портрета. После этого мы знакомим пару  и если они друг другу импонируют, тогда заключаем соглашение с волонтером, что год он будут приходить к этому ребенку. Соглашение заключается минимум на год.

Что волонтер обязательно должен не делать? Есть ли какие то инструкции?

Наталья: Инструкций очень много, они варьируются в зависимости от ситуации и ребенка. Очень важно, чтобы волонтер не начинал общение с ребенком с распросов  о семейной ситуации и о причине его нахождения в сиротском учреждении. Такая ситуация очень болезненна для ребенка, а в каких то случаях просто очень болезненна. Такие темы мы стараемся отложить на тот срок, пока ребенок по собственной инициативе не захочет рассказать что то волотнеру.
Второе, важно, чтобы волонтер был верным в своих обещаниях и остался на тот срок на который мы договорились, на год. И если это обещание прозвучало ребенку, что волонтер будет приходить раз в неделю, это один из самых важных моментов, чтобы  волонтер не обманул ожидания ребенка уйдя из программы по каким то своим обстоятельствам.

Есть ли риск, что волонтер не сможет выполнить обещание и не закончит свой добровольный год?

Наталья: Во время подготовки мы внушаем очень сильно будущим кандидатам, что если они не уверены на все 150%, что они будут год здесь и они не могут поручиться, что они год будут приходить к ребенку и если есть малейшие сомнения, то кандидат должен сам сказать себе, что это не то чем я должен заниматься. Поэтому, мы сводим этот риск к минимуму и крайне редко такие случаи бывают.

Может ли для ребенка стать психологической травмой, окончание года и уход волонтера из программы?

Наталья: За 8 лет работы в этой программе не было таких случаев. Ребенок готов к этой ситуации. С самого начала мы объясняем, что программа имеет рамки временные и что через год очень вероятно, что доброволец не сможет больше приезжать, по крайней мере так часто, как требует программа.

Как проводят время волонтер и ребенок?

Наталья: Время препровождения может быть связано с хобби и интересами ребенка. Они играют в спортивные и настольные игры. Они могут  гулять, посещать выставки и культурные места Москвы, ездить в гости к добровольцам. Каждая пара сама выбирает род своих занятий.

Как руководство детских домов относятся к вашей программе?

Наталья: Сложно и далеко не все идут на встречу, но мы с пониманием относимся и поэтому, стараемся оформить максимально документы, которые требуются для этого.

Должен ли волонтер держать дистанцию с ребенком?

Наталья: Если ребенок склонен к этой привязанности, то конечно лучше не перебарщивать и чаще раза в неделю не приезжать.  Если у ребенка представления о волонтере начинет мешаться с представлением о родителях, когда он начинает называть волонтера мамой, папой или что то в этом духе, то конечно мы проводим работу и объясняем ребенку настоящее положение волонтера. Важно объяснить очень честно кто он и заранее развеять неправомерные ожидания, чтобы потом у ребенка не было чувства что его обманули.

С каким возрастом детей вы работаете?

Наталья: В нашей программе мы работаем с детьми с 7 до 18 лет. Большинство наших детей находятся в  возрастном промежутке от 10 до 14 лет.
программа существует в активной фазе 8 лет в москве, и уже есть выпускники которые вышли и самостоятельно налаживают жизнь. Некоторые из них продолжают общаться, уже сейчас с друзьями. некоторые теряют контакт этот и даже сами его бросают. Сейчас у нас в Москве около 200 пар.

Какие результаты уже видны?

Наталья: Исследования, проводимые по анализу эффективности нашей программы, показали, что у детей, которые участвуют в программе наставничества:
у 46% детей повысилась уверенность в себе
45% детей стали более самостоятельными
36% детей стали более общительными
у 52% появились более четкие представления о своем будущем
у 44% детей расширился круг социальных контактов
42% детей стали более ответственно относиться к своим обязанностям
у 33% детей появились новые увлечения
51% детей стали более организованными.

Как быть с подарками и тратами на детей?

Наталья: Ситуация с подарками очень трудная. Мы как программа крайне не рекомендуем дарить детям дорогие подарки и делать это часто.  Волонтер проводит индивидуально время каждую неделю с ребенком, они неизбежно идут куда то и часто их прогулка связана с какими то материальными тратами, ну даже транспорт банально  или небольшие деньги на перекус, на обед. Это те траты, которые мы не можем говорить не делать. Конечно доброволец должен позаботиться о ребенке, так как у ребенка денег нет на это. Мы стараемся, чтобы эти траты были сведены к минимальному уровню, к минимально достаточному, чтобы например, покормить ребенка хорошо, но не дорого, а не в каком то модном кафе или ресторане.  Ребенок не должен  ассоциировать встречи с волонтером, как с чем-то, где ребенок видит материальные блага, видит дорогие вещи и имеет возможность их выпросить у волонтера, потому что это очень портит детей и мешает им адаптироваться к жизни.
А подарки мы считаем можно подарить ребенку на день рождения и на новый год. Можно еще несколько сюрпризов сделать в течение года, но опять же не приучая к регулярности этого процесса.

У многих волонтеров неизбежно наступает эмоциональное выгорание. Как вам удается поддержать боевой дух волонтера?

Наталья: У нас очень много поддерживающих мероприятий.  Это и развлекательные  мероприятия, где мы собираем наших волонтеров, чтобы они отдохнули и пообщались друг с другом. Также, есть мероприятия направленные на обучение и поддержку наставнической деятельности. Мы проводим  семинары, мастер классы, есть даже мероприятия для пар. Мы приглашаем волонтеров вместе с детьми на специальные мероприятия. Мы делаем большой праздник на новый год, где волонтеры и дети общаются друг с другом.

Подробнее о семинаре «Сегодня — сироты, затвра — родные» вы можете прочитать и зарегистрироваться по ссылке

 

Оставить ответ